Август 12 2020 16:17:34
Навигация
· Главная
· Музыка
· Наука и техника
· Роботы
· Новости сайта
Эквалайзеры
МузыкаПервые эквалайзеры были довольно простыми устройствами. Как правило, они имели одну ручку, при помощи которой можно было вырезать определенную часть высокочастотной составляющей. Первый "серьезный" эквалайзер был изобретен Питером Бэксендалом (Peter J Baxandall). Его эквалайзер предусматривал отдельную регуляцию низких и высоких частот, причем можно было делать как усиление, так и ослабление. Регулятор оставался в среднем положении, если эква-лизация не требовалась.

Как эквалайзер вносит изменения в звучание сигнала? В отличии от ручек громкости и чувствительности, которые просто прибавляют или ослабляют весь сигнал, не затрагивая его тональной характеристики (то-есть все частоты, имеющиеся во входном сигнале, усиливаются или ослабляются в равной степени и такая цепь имеет ровную частотную характеристику), эквалайзер усиливает или ослабляет отдельные частоты в большей степени, чем другие. Эквалайзер Бэксенда-ла, например, мог поднять или опустить уровень высоких частот, фактически не внося никаких изменений в низкие.



Рис.1 Кривые ослабления высоких и низких частот в графической форме (эквалайзер Бэксендала)


На рис.1 представлены кривые ослабления высоких и низких частот эквалайзера Бэксендала. Обратите внимание, что кривые усиления и ослабления в определенном месте выравниваются, а не продолжают идти вверх (фильтры плавного подъема и спада). Эта характеристика называется shelving responce, так как кривые образуют ровную полку. Возможно создать эквалайзер, уровень усиления которого будет прямо зависеть от частоты, но, как правило, это является крайне нежелательным.

Это означало бы, что чем выше частота, тем больше она усиливается. В результате этого может возникнуть высокочастотный шум, схема может быть перегружена сверхзвуковыми шумами. То же самое и с низкими частотами. Вот почему большинство студийных эквалайзеров относятся либо к типу shelving, либо bandpass (полосовые фильтры).

Уровень ската фильтра выражается в децибелах на октаву. В обработке музыкальных сигналов применяются эквалайзеры с крутизной спада 6 дБ на октаву и 12 дБ на октаву. Для вырезания сверхнизких и сверхвысоких частот применяются фильтры с большей крутизной спада - 24 дБ на октаву. Такие фильтры называются "hi-pass" и "low-pass" (тип "non-shelving"). Они имеются на большинстве мик-шерных консолей, а также в аппаратуре класса Hi-Fi. На рисунке 2 представлены типовые частотные характеристики таких фильтров.



Рис.2 Типичные кривые характеристик "hich-pass" и "low-pass" фильтров

ПОЛОСОВЫЕ ФИЛЬТРЫ



Рис. 3 Характеристика полосового фильтра по усилению и ослаблению

Полосовые фильтры также называются "bell curve equialisers" (дословно - "кривая в виде колокола") и работают только в определенной полосе частот. Таким образом частоты, лежащие выше или ниже, остаются незатронутыми. На рисунке 3 показана характеристика полосового фильтра как по усилению, так и по ослаблению, из которой видно, что чем шире кривая, тем большая область частот ("полоса") подвергается коррекции.

Если разделить среднюю частоту кривой на ширину полосы, получится велечи-на, называемая "Q". Чем больше ее значение, тем острее фильтр. Существуют фильтры с велечиной Q, равной полутону.

Так как эти фильтры влияют только на определенную полосу частот, они применяются для регулирования середины частотного диапазона (может использоваться несколоко фильтров). В простом эквалайзере ширина полосы и средняя частота обычно имеют фиксированное значение. В этом случае можно изменять только величину усиления или ослабления средней частоты.

На некоторых консолях есть возможность переключения характеристик фильтров низких и высоких частот между плавным подъемом/спадом и полосовым фильтром. Эта возможность дает хорошие результаты. Например, средняя частота секции басов равна 80 Гц, что позволяет добавить атаку бас-гитаре и басовому барабану. Чтобы это сделать, достаточно поднять только эту частоту, а не поднимать все низкие частоты.



Рис.4 Характеристика фильтров графического эквалайзера

Обычно максимум усиления и ослабления частот в музыке лежит в пределах 12-15 дБ. Дальнейшее усиление на выбранной частоте может вызвать искажения. Иными словами, в этом случае возможности усиления превысят возможности аппаратуры. Некоторые разработчики эквалайзеров делают диапазон ослабления большим, чем диапазон усиления, так как большое ослабление не вызывает таких проблем.

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭКВАЛАЙЗЕРЫ

Можно управлять всем частотным диапазоном, применяя несколько полосовых фильтров, конструктивно объединенных в одном корпусе. Каждый из этих фильтров будет настроен на определенную частоту. В этом и заключен принцип графического эквалайзера. "Расстояние" между отдельными фильтрами может составлять октаву, пол-октавы или треть октавы. Когда все фильтры находятся в состоянии усиления или ослабления частотная характеристика является ровной что обеспечивает перехлест по частотам. Движки фильтров обычно имеют метку, которая позволяет легко определить среднее полодение. Обычно в качестве фильтров самых высоких и самых низких частот применяются фильтры плавного нарастания и спада. Рисунок 4 показывает характеристику фильтров типичного графического эквалайзера. Диапазон регулировки ограничен 15 дБ.

Эквалайзер имеет название "графический" потому, что применяемые в нем движковые регуляторы своим положение наглядно показывают частотную характеристику выходного сигнала.

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ ЭКВАЛАЙЗЕР

Имеет английское название "sweep equaliser" ( дословно - "разворачивающийся эквалайзер"). Эти эквалайзеры предлагают более гибкий подход к регулировке. В них есть возможность настройки фильтра на конкретную часть аудиоспектра. Обычный параметрический эквалайзер средних частот может перестраиваться в диапазоне от 200 Гц до нескольких килогерц. Этот тип эквалайзеров применяется в большинстве недорогих консолей (вместе с эквалайзерами Бэксендала для высоких и низких частот). Может быть два параметрических эквалайзера на один канал.

Ширина полосы Q таких эквалайзеров выбрана не слишком большой, чтобы не затронуть слишком широкий диапазон частот, но и не слишком маленькой - вэ-том случае при усилении звук становится резким. На самом деле для разных исходных звуков должна подбираться своя ширина полосы. Например, при записи электрогитары с помощью микрофона может появляться призвук, вызванный резонансом помещения (скажем, на частоте 500 Гц). Для устранения этого призвука надо выбрать значение Q таким, чтобы ослабление касалось только частот, находящихся близко к 500 Гц. Когда же необходимо сделать усиление всех средних частот в целом, ширина полосы должна быть достаточно большой.

Некоторые не слишком дорогие пульты имеют возможность переключения значения Q (обычно - два положеня, одно из которых соответствует узкой полосе, второе - достаточно широкой). Работать с таким эквалайзером достаточно удобно. Он называется "параметрический" ("parametric"), так как все важные параметры доступны пользователю для регулировки: уровень усиления/ослабления, средняя частота, на которой происходит регулировка, ширина полосы.

ЦИФРОВЫЕ ЭКВАЛАЙЗЕРЫ

Существует несколько типов цифровых эквалайзеров и пока не утих спор о том, действительно ли их тональные качества (возможности частотной коррекции) и отношение сигнал/шум лучше, чем у аналоговых приборов. Так или иначе, возможности цифровых эквалайзеров намного шире, так как в них можно моделировать характеристику фильтров при помощи математики, что невозможно сделать в аналоговом приборе. Далее. Гибкость цифрового эквалайзера ограничена только программным обеспечением, так что возможно создать (по крайней мере, теоретически) один цифровой эквалайзер, который будет в точности повторять все известные когда-либо созданные эквалайзеры. В них есть возможность делать очень большой крутизну спада фильтров. Уже существуют и широко применяются anti-aliasing filters - в цифровой записывающей и воспроизводящей аппаратуре.

Регулятор "присутствия"

Среди регуляторов тембра многих усилителей есть так называемая ручка "присутствия" (англ. presence), вращение которой позволяет добиться впечатления, что звучащий инструмент находится в одной комнате со слушателем. На самом деле это не что иное, как регулируемый полосовой фильтр, срединная частота которого лежит где-то в диапазоне от 2 до 6 кГц. Регулятор "присутствия" в гитарном или басовом комбике может помочь сделать звук инструмента более ярким и заметным в миксе.

Кроссоверы

Хотя кроссоверы и не являются эквалайзерами в непосредственном значении этого слова, их работа основана на тех же принципах и они вполне заслуживают упоминания в этой статье. Как известно, практически невозможно создать громкоговоритель, который одинаково хорошо воспроизводил бы все диапазоны частот - и высокие, и средние, и низкие. Если искусственно сузить диапазон воспроизводимых громкоговорителем частот, то задача его разработки упростится, однако для воспроизведения звука во всем спектре потребуется уже несколько различных громкоговорителей. Именно поэтому почти все мониторы и колонки (включая бытовые) состоят минимум из двух громкоговорителей. Самый большой из них служит для воспроизведения низких частот, а самый маленький - для воспроизведения высоких. Иногда к ним добавляется третий - для воспроизведения средних частот. Однако для нормальной работы громкоговорителя необходимо, чтобы на него подавались сигналы только в том диапазоне частот, на который он рассчитан. Для разделения широкополосного сигнала на несколько полос с различными частотами и применяются кроссоверы.

Кроссовер - это устройство, которое разделяет входной сигнал на несколько выходных, причем каждый выходной сигнал содержит колебания только определенного диапазона частот. Кроссовер представляет собой набор полосовых и пороговых фильтров (по количеству выходных каналов) с общим входом и отдельными выходами. Типичная схема кроссовера показана на рисунке 6.




ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Технические параметры эквалайзера чрезвычайно важны. Наряду с необходимостью широкого диапазона частот работы эквалайзера (по всему аудиоспектру), он должен обладать достаточно ровной частотной характеристикой при среднем положении всех ручек регулировки. Немаловажным фактором является низкий уровень шумов, так как усиление в области высоких частот подчеркивает имеющиеся шумы - как те, что имеет входной сигнал, так и находящиеся в цепи.

В последнее время большое значение придается фазовым характеристикам эквалайзера, так как все они в той или иной степени сдвигают фазу, между гармониками на разных частотох возникают небольшие временные задержки. Это сильно влияет на субъективное звучание эквалайзера и объясняет, почему некоторые эквалайзеры "звучат" хорошо (в музыкальном смысле), в то время как другие приборы с такими же параметрами и технической документацией звучат хуже. Не будем сильно вдаваться в эту область, но советуем помнить, что если эквалайзер сдвигает фазу мягко и по нарастанию - это лучше для музыкального восприятия (хуже - когда сдвиги фазы идут неожиданно и в виде пиков).

Следующий фактор - диапазон регулировки. Как было сказано выше, он составляет обычно 12 или 15 децибел. Как правило, больше и не требуется. Но важно убедиться, что нижняя секция эквалайзера или нижняя середина средних частот может перестраиваться от 100 до 250 Гц (особенно если вы приобретаете sweep equaliser). На многих недорогих пультах эта область регулируется одной ручкой, чего бывает недостаточно. Возможность регулировки в этой области частот бывает необходима, например, для компенсации "бокового" эффекта микрофонов, которые установлены вплотную к инструментам (в особенности это касается барабанов). В этих случаях обертоны, придающие звуку "бочковатость", появляются как раз в области нижней середины.



Применение эквалайзеров

Эквалайзер можно использовать практически на любом этапе любого процесса обработки звука - от записи "живого" концерта до сведения многоканальной студийной записи и даже до составления сигнала-"посыла" на процессор эффектов. В подавляющем большинстве случаев эквалайзеры применяют для того, чтобы исправить звуковой сигнал, который не соответствует определенным требованиям.

Золотое правило применения эквалайзера - "лучше меньше, да лучше". Если вам нравится, как звучит инструмент в необработанном виде, то применение эквалайзера едва ли сделает его звук еще лучше, а вот испортить может вполне. Кроме того, многие предпочитают вообще не использовать эквалайзер (или делать это в минимальном объеме) при записи сигналов на ленту - пусть на ленте остается "чистый" сигнал, а уж с его дальнейшей обработкой еще будет время разобраться при сведении. Это убеждение основано на опыте - сколько бы вы ни пытались записывать на ленту сигналы после эквалайзера, это в конечном итоге приведет только к новым проблемам при сведении.

Второе правило - серебряное - звучит так: "Лучше вычитать, а не добавлять". Если гитара звучит слишком "тонко", попробуйте прибрать высокие частоты и увеличить усиление (в линейке пульта или в комбике) - эффект будет заметнее, чем если вы станете добавлять низкие или средние частоты. Еще один типичный пример - вырезание эквалайзером "верхов" из звука хай-хета. Чем больше разного мусора вы удалите из микса - тем лучше (в большинстве случаев) он будет звучать. Если какой-то из инструментов в миксе звучит неразборчиво, попробуйте прибрать определенные частоты в других дорожках, которые "пересекаются" с ним по звучанию. Поверьте, это гораздо эффективнее, чем поднимать те или иные частоты в звуке неразборчивого инструмента.

Ниже сформулирован ряд правил, которыми имеет смысл руководствоваться при работе с эквалайзером:

1. Правило противоположностей. Из дорожек, которые звучат "высоко" (например, гитары или железо ударной установки) обычно приходится вырезать высокие и высокие средние частоты, добавляя низкие и низкие средние, и наоборот. Это, на самом деле, не твердое правило, а только рекомендация, однако ее применение часто упрощает поиск нужного вам сочетания ручек на пульте. Мешающие друг другу в миксе дорожки можно разделить, подчеркивая и вырезая в них разные диапазоны частот.

2. В звуке бас-гитары обычно приходится поднимать средние и высокие частоты. Это необходимо для того, чтобы ее было слышно на системах с маломощными дешевыми динамиками.

3. Бас-барабан обрабатывается эквалайзером примерно так же, как бас-гитара, то есть в нем следует поднимать средние и высокие частоты. Для получения хип-хопового звука у "бочки" обычно поднимают также низкие частоты, но очень незначительно.

4. Малый барабан будет звучать "теплее", если прибрать у него высокие частоты и добавить немного низких средних. Это помогает смягчить раздражающее "щелкание" его ударов. Иногда можно добавить немного низов, чтобы сделать звук малого еще плотнее, однако это зависит от того, какой именно барабан вы записываете. Правило противоположностей справедливо здесь в полной мере.

5. Правильно записанный хай-хет практически никогда не нуждается в обработке эквалайзером. Можно убрать немного высоких частот, чтобы избавиться от раздражающего шипения.

6. Гитары с точки зрения обработки эквалайзером аналогичны малому барабану. (Спокойнее, гитаристы, речь идет только о звуке!) Применяйте правило противоположностей и старайтесь добиться наилучшего звука при помощи комбика, а не при помощи пульта.

7. Конкретные рекомендации относительно обработки голоса давать сложнее всего, так как необходимость и способ применения эквалайзера зависят от характера вокала. Обычно приходится немного приподнимать средние и высокие средние, а также вырезать определенные участки средних у гитар (вокал имеет тенденцию теряться среди звука гитар).

8. Струнные, особенно качественные струнные сэмплы синтезаторов и тон-генераторов, практически никогда не нуждаются в обработке. То же самое относится и к фортепиано. Если струнные или клавишные исполняют фоновую партию, из них можно вырезать низкие и средние частоты.

9. Сигнал, возвращающийся из ревербератора или другого внешнего эффекта, обычно не обрабатывают. Для того, чтобы избавиться от шума, иногда можно прибрать в нем высокие частоты.

10. "Экстремальные" положения органов управления эквалайзером могут создавать собственные интересные звуки, характер которых может лишь отдаленно напоминать сигнал на входе. Экспериментируйте, но помните об умеренности (особенно если вы работаете с обычным, а не с экстремальным музыкальным материалом).

11. Фон переменного тока можно почти полностью убрать, вырезав из сигнала узкий участок в районе 50 Гц (иногда приходится вырезать еще и 100 Гц). При этом может пострадать звучание баса и бас-барабана, однако большинство слышимых звуков музыкальной композиции обычно находится выше 50 Гц.

12. Не жалейте времени на подбор установок эквалайзера. Вариантов может быть очень много, и только некоторые из них ведут вас к тому звуку, которого вы добиваетесь.

13. Не так уж и часто приходится иметь дело с духовыми, но если у вас дошло до этого дело, есть смысл не обрабатывать их эквалайзером вообще. Лучше позаботиться о хорошем микрофоне.

14. НИКОГДА не обрабатывайте сигнал, звучание которого не вызывает у вас претензий, только лишь потому, что располагаете такой возможностью ("как, мы платим $15 в час, а эквалайзер стоит без дела?!").

Частоты и звуки

Теперь, когда мы хотя бы в общих чертах разобрались с принципом работы и основными правилами применения эквалайзеров, давайте внимательнее рассмотрим их применение для коррекции тембра отдельных инструментов и голоса. Каким именно образом влияет частотная характеристика звукового сигнала на его восприятие? Почему одни частоты делают звук чище, а другие его "пачкают"? Почему вокал иногда звучит так неразборчиво? Вопросов, как видите, достаточно:

Вокал

Грубо говоря, частотный спектр человеческого голоса можно условно разделить на три диапазона, согласно входящим в них звукам - взрывным, гласным и шипящим. Взрывные звуки лежат в диапазоне от 125 Гц до 250 Гц и "отвечают" за разборчивость речи, так как именно они позволяют нам определить, кто именно говорит. На долю гласных, которые лежат в диапазоне от 350 Гц до 2000 Гц, приходится максимальное количество голосовой энергии. Шипящие в диапазоне от 1500 Гц до 4000 Гц несут сравнительно мало энергии, однако от них зависит четкость и разборчивость речи.

Частотный диапазон от 63 Гц до 500 Гц содержит около 60% всей энергии голоса, однако на его долю приходится лишь 5% информационного наполнения речи. Диапазон от 500 Гц до 1 кГц содержит около 35% информации, а остальные 60% информационного наполнения приходятся на долю "шипящего" диапазона от 1 кГц до 8 кГц, который несет лишь 5% энергии.

Уменьшая уровень сигнала в области низких частот и "поднимая" диапазон 1..5 кГц, мы можем повысить субъективно воспринимаемую четкость и разборчивость речи или вокала. Подъем частотной характеристики в области 100..250 Гц делает вокал гулким и "грудным". Вырезание участка 150..500 Гц приводит к тому, что голос начинает звучать "как в трубе", открыто и пусто. "Провалы" отдельных участков АЧХ в диапазоне 500..1000 Гц делают голос жестче, а подъемы в области 1 кГц и 3 кГц придают вокалу металлический "носовой" оттенок. Вырезание участков в диапазоне 2..5 кГц делает голос вялым, безжизненным и неразборчивым, а усиление частот 4..10 кГц приводит к появлению яркости и "искристости".

Обработка вокала эквалайзером

Прежде чем перейти к таблице с характерными для вокала частотами, хотелось бы напомнить вам, что для получения оптимального результата все частотные коррекции следует производить параметрическими эквалайзерами с как можно более полными возможностями настройки и управления (частота, добротность, коэффициент усиления).

80 .. 125 Гц Ощущение мощности в вокале некоторых выдающихся басовых исполнителей.

160 .. 250 Гц Взрывные звуки голоса.

315 .. 500 Гц Отвечает за субъективно воспринимаемое "качество" вокала.

630 Гц .. 1 кГц Отвечает за естественность звучания голоса. Слишком большой подъем АЧХ в области 315 Гц .. 1 кГц приводит к неестественному "телефонному" звучанию.

1.25 .. 4 кГц Диапазон акцентирования вокала. Важен для разборчивости голоса. Слишком большой подъем в области 2..4 кГц может пивести к маскированию таких звуков, как "М", "Б", "В". Слишком большой подъем в области 1..4 кГц обычно вызывает у аудитории ощущение слуховой усталости. Проще всего подчеркнуть голос, подняв в нем участок в области 3 кГц и вырезав этот же участок в звуке остальных инструментов.

5 .. 8 кГц Диапазон акцентирования. Весь интервал от 1.25 до 8 кГц отвечает за четкость и разборчивость вокала.

5 .. 16 кГц Слишком большой подъем АЧХ в этой области может привести к неприятному "песочному" звучанию.

Музыкальные инструменты

Снятие звука музыкальных инструментов микрофонами - это целая область звукооператорского искусства, и эквалайзеры, как художественные инструменты, играют в ней достаточно большую роль. Грамотное применение эквалайзера может помочь оператору достичь именно того звучания, к которому он стремится. Многие инструменты генерируют сложные звуки со сложными частотно-пространственными характеристиками, которые практически невозможно воспроизвести при подзвучивании близко расположенными микрофонами. Для того, чтобы компенсировать эти частотные неравномерности, и применяются эквалайзеры. Ваша цель должна состоять в том, чтобы снять микрофоном как можно более естественный звук и потом исправить эквалайзером все имеющиеся в нем нелинейности.

Четкость и разборчивость звука большинства музыкальных инструментов определяются составом их гармоник. Человеческое ухо обладает способностью самостоятельно "подставлять" в звук плохо слышимые основные частоты при условии, что для этого в воспринимаемом сигнале есть достаточное количество их гармоник. Характерный пример - ударные инструменты, звук которых можно с легкостью очистить и "поднять" над миксом за счет простого снижения уровня низкочастотных составляющих.

В таблице ниже приведены характеристики основных (с точки зрения человеческого уха) областей звукового диапазона.

31 .. 50 Гц Эти частоты придают музыке ощущение мощности и силы. При излишнем подчеркивании могут сделать звук неразборчивым и "скучным", а также в ряде случаев могут маскировать высокочастотные гармонические составляющие сигнала.

80 .. 125 Гц Подъем АЧХ в этой области обычно приводит к нежелательному "гудению" звука.

160 .. 250 Гц Это - наиболее сложный участок звукового диапазона. С ним связано значительное количество проблем и неясностей. С одной стороны, слишком много звука в этой области сделает ваш микс скучным, а с другой - вырезание этих частот отнимет у звука теплоту и мягкость. Кроме того, именно здесь находятся основные составляющие звука басовых инструментов - бас-гитары и ударных.

300 .. 500 Гц Основные (фундаментальные) частоты струнных и перкуссии.

400 Гц .. 1 кГц Основные частоты и гармоники струнных, клавишных и перкуссии. Эта область наиболее важна с точки зрения "естественности" звучания композиции. "Голос" практически любого инструмента лежит в области средних частот. Следите за тем, чтобы не переусердствовать с подъемом АЧХ в этой области, так как при этом звук может стать неестественным.

800 Гц .. 4 кГц Этот диапазон хорош для акцентирования и придания теплоты звучанию отдельных инструментов. Слишком большое количество звука в этой области может легко вызвать у слушателей акустическое утомление, а избыточный подъем АЧХ в области 1 или 2 кГц скорее всего приведет к неестественно тонкому звучанию инструментов.

4 кГц .. 10 кГц Область акцентирования перкуссии, "железа" и малого ("рабочего") барабана. Регулированием АЧХ в области 5 кГц можно добиться "приближения/удаления" и "размытия/концентрирования" звукового сигнала.

8 кГц .. 20 кГц Эта область во многом ответственна за субъективно воспринимаемое "качество" звучания фонограммы. Правильная настройка АЧХ в этой области должна придавать композиции ощущение глубины и пространства. Слишком много звука в области высоких частот делает звучание неестественно тонким и "песочным".

Ниже описан еще ряд характерных частот, управляющих звучанием тех или иных музыкальных инструментов. Во многих случаях - например, при озвучивании живого концертного выступления - имеет смысл заранее настроить канальные параметрические эквалайзеры пульта на эти частоты, чтобы сэкономить время при настройке звука. Помните - это не готовые решения ваших проблем, это лишь начальные позиции для ваших собственных экспериментов.

Басовый барабан ("бочка")

Помимо традиционного вырезания участка 200..400 Гц, в ряде случаев может помочь вырезание узких участков (эквалайзером с высокой добротностью) в районе 160 Гц, 800 Гц и 1300 Гц. Это нужно для того, чтобы выделить в миксе звучание других басовых инструментов - например, гитары. Можно включить фильтр высоких частот с частотой среза около 50 Гц - это сделает звук бочки более плотным и поможет компрессору справиться с его обработкой (так как на вход компрессора будет подан более "музыкальный" сигнал). Характерный для бочки "щелчок" лежит в диапазоне 5..7 кГц.

Малый ("рабочий") барабан

Звучание малого барабана, с одной стороны, обычно достаточно характерно и отчетливо выделяется среди остальных инструментов. С другой стороны, его легко "замазать" и испортить слишком большим количеством низких частот. Вообще говоря, звуки ниже 150 Гц практически непригодны в любой современной ситуации звукозаписи, и в канал малого барабана можно рекомендовать включение фильтра ВЧ с частотой среза около 150 Гц. Благодаря резкому и отчетливому звучанию малого барабана необходимая частотная коррекция может свестись к вырезанию нескольких участков спектра. Обычно для этой цели используют частоты 400, 800 и 1300 Гц (или одну-две из них). Если малый звучит слишком уж "прозрачно", есть смысл немного прибрать частоту в районе 5 кГц и поднять участок около 10 кГц, чтобы сделать его поярче.

Хай-хет

В звуке хай-хета очень мало низкочастотных составляющих, поэтому можно смело включать в его канале фильтр ВЧ с частотой среза около 200 Гц - это поможет избавиться от "грязи", проникающей в микрофон в ходе записи. Наиболее важная составляющая звука хай-хета - это средние частоты в диапазоне от 400 до 1000 Гц, причем наиболее характерным является участок в районе 600..800 Гц. Для того, чтобы сделать звучание хета более ярким, можно использовать полосовой фильтр с частотой около 12.5 кГц.

Альты и томы

Наиболее характерный для большинства альтов и томов диапазон - это 300..800 Гц. Как и у малого барабана, в звуке томов нет ничего особо интересного ниже 100 Гц, поэтому эти частоты можно смело вырезать фильтром ВЧ (если только вы не стремитесь к созданию какого-нибудь специального эффекта). Слишком большое количество "низов" в звуке томов будет маскировать их гармонические составляющие и естественные обертоны. Стремитесь не к мощному, а к "красивому" звучанию.

Оверхед

Не будет преувеличением сказать, что оверхеды (микрофоны, размещаемые над ударной установкой при записи) - одни из наиболее важных (с точки зрения звука ударных) микрофонов, так как именно они определяют общий характер звучания барабанов и придают ему объем и пространство. В звуке этих микрофонов принято вырезать участки в диапазоне около 400 Гц, а также использовать фильтр ВЧ с частотой среза около 150 Гц. Еще раз - эти микрофоны служат не для наполнения звука энергией, а для придания ему окраски. Вырезайте все, что может маскировать гармонические составляющие звуков барабанов и делать их звучание скучным. Попробуйте прибрать участок в районе 800 Гц и подчеркнуть полосовым фильтром диапазон выше 12.5 кГц.

Бас-гитара

Бас-гитара служит источником всех тех частот, которые вы стремитесь убрать в звуке всех остальных инструментов. Четкость звучания баса во многом определяется участком в районе 800 Гц. Слишком высокий уровень низких частот приведет к "замазыванию" баса и сделает его неразборчивым. Существует такой подход к созданию звука баса: полностью вырезать все частоты ниже 150 Гц, сформировать среднечастотным эквалайзером нужный вам тембр и затем постепенно вводить обратно низкие частоты до тех пор, пока в звуке не появится нужная вам энергия и мощность. Если бас звучит неопределенно, проблема скорее всего в избытке низких частот и недостатке средних. Представляйте себе звук в линейном виде, как на диаграмме - "бугор" в области низких частот будет прятать от вас все, что лежит за ним в области средних и высоких.

Гитары / фортепиано / прочее

Основные частоты всех этих инструментов лежат в диапазоне средних частот, поэтому из них вполне можно вырезать все ненужное в области низких. Даже если вы не воспринимаете на слух низкочастотную составляющую звука гитары, она все равно оказывает воздействие на общий характер звучания микса и может маскировать звук других инструментов. Низкие частоты выполняют у этих инструментов роль "поддержки", а основной тон лежит выше, в области 400..800 Гц. Кроме того, представляет интерес и область в районе 1 кГц .. 5 кГц. Все, что выше нее, отвечает за яркость и четкость звучания инструмента. Следите за звуковой перспективой. Не оказалась ли бочка ярче вокала? Или это не бочка, а пианино? Ах, это на самом деле железо:))

Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат "бочковато" - из-за неподходящих микрофонов, неудачного расположения микрофона, акустических характеристик помещения или просто из-за того, что инструмент плохой. Для исправления этого недостатка можно использовать "sweep''-эквалайзер: область "вредной" частоты находится обычно между 200 Гц и 500 Гц - ее и надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звучанию гитары особую яркость.

Вокал также занимает большую зону частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции. По возможности стремитесь избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания яркости голосу, если это необходимо; "bell equaliser" в этом случае вряд ли применим.

В заключение

Эквалайзер - не только один из самых старых (как мы уже говорили в начале статьи) приборов. Кроме того, этот прибор - один из наиболее сложных в применении. Ключ к успешному созданию музыкальной композиции лежит в правильном понимании принципов частотной коррекции звука и применении именно тех средств, которые вам необходимы. Научитесь отличать проблемы, вызванные неправильным выбором или размещением микрофона, от проблем, вызванных неправильной частотной передачей сигнала. Эквалайзер - не панацея, а средство коррекции звучания. Он может удалить лишнее, но с его помощью крайне сложно добавить в микс то, чего там никогда не было.

Материалы взяты с сайта www.videoton.ru

Оживление искусственных барабанов

Если вы хотите 'оживить' звук 'drum mashine', передайте его через усилитель гитары в студии и поставьте микфрофон (ы) перед усилителем на расстоянии 1м. Смешайте его с прямым звучанием 'drum mashine', добиваясь более 'живого' звучания. Этот же прием может быть использован для 'оживления' сэмплерных вокалов.

Советы по эквализации музыкальных инструментов

Скрипка
Частотный диапазон от 196 Гц до 2100 Гц
Обертоны до 10 кГц
Эквализация
Теплота около 240 Гц
'Струна' 2,5 кГц
Атака 7-10 кГц

Контрабас
Частотный диапазон от 41 Гц до 260 Гц
Обертоны до 8 кГц
Эквализация
Полнота от 80 Гц до 100 Гц
'Тело' 200 Гц
'Струна' 2,5 кГц

Акустическая гитара
Частотный диапазон от 61 Гц до 1175 Гц
Обертоны до 12 кГц
Эквализация
Теплота 240 Гц
Ясность от 2 кГц до 5 кГц
Атака 3,5 кГц

Электрическая гитара
Частотный диапазон от 61 Гц до 1570 Гц
Обертоны 5 кГц
Эквализация
Полнота 240 Гц
Теплота 400 Гц
'Струна' 2,5 кГц

Труба
Частотный диапазон от 160 Гц до 1175 Гц
Обертоны до 15 кГц
Эквализация
Полнота от 120 Гц до 240 Гц
Раструб 5 кГц
Атака 8 кГц

Туба
Частотный диапазон от 29 Гц до 440 Гц
Обертоны до 1,8 кГц
Эквализация
Полнота 80 Гц
Резонанс 500 Гц
Предел 1,2 Гц

Рояль
Частотный диапазон от 27 Гц до 4200 Гц
Обертоны более 13 кГц
Эквализация
Теплота 120 Гц
Ясность от 2,5 кГц до 4 кГц
Атака 8 кГц

Флейта (малая)
Частотный диапазон от 587 Гц до 4200 Гц
Обертоны около 10 кГц
Эквализация
Теплота от 50 Гц до 700 Гц
Дыхание 3,2 кГц
Воздух 6 кГц

Гобой
Частотный диапазон от 247 Гц до 1400 Гц
Обертоны до 12 кГц
Эквализация
'Тело' 300 Гц
Резонанс 1,2 кГц
Атака 4,5 кГц

Кларнет
Частотный диапазон от 147 Гц до 1570 Гц
Обертоны до 4 кГц
Эквализация
Раструб 300 Гц
Гармоники 2,5 Гц
Воздух 5,2 Гц

Литавры
Частотный диапазон от 73 Гц до 130 Гц
Обертоны до 4 кГц
Эквализация
Теплота 90 Гц
Атака 2 кГц
Воздух 4,5 кГц

Электрическая бас-гитара
Частотный диапазон от 30,5 Гц до 250 Гц
Обертоны до 8 кГц
Эквализация
'Тело' 80 Гц
Теплота 300 Гц
'Струна' 2,5 кГц

Альт
Частотный диапазон от 130 Гц до 1050 Гц
Обертоны от 8 кГц до 10 кГц
Эквализация
Полнота 200 Гц
'Струна' 2,4 кГц
'Скрип' 4,2 кГц

Большой барабан (бочка)
Частотный диапазон не определяется
Обертоны около 4 кГц
Эквализация
'Тело' 120 Гц
Звук бочки 400 Гц
Предел 3 кГц

Малый барабан
Частотный диапазон не определяется
Обертоны до 8 кГц
Эквализация
'Тело' 120 Гц и 240 Гц
'Пустотелость' 400 Гц
Резонанс 2,5 Гц

Тарелки
Частотный диапазон не определяется
Обертоны до 3,5 Гц
Эквализация
Раструб тарелки 220 Гц
Ясность 7,5 кГц
Воздух 10 кГц

Томы
Частотный диапазон не определяется
Обертоны до 3,5 кГц
Эквализация
Полнота 120 Гц
Предел 5 кГц

Практика записи

Большой барабан (бочка)
Наиболее распространенные микрофоны: Beyer M 88, AKG D 112, устанавливаемые внутри барабана, близко к пластику. Эквализация: подъем на частоте 100 Гц, провал на частоте 400 Гц; гейт с быстрой атакой и быстрым временем затухания; рекомендуемый уровень записи -3 Дб VU. Рекомендуется демпфировать барабан мягкой тканью внутри, избегая гулкости и неприятного резонанса; может быть записан на крайних дорожках многоканальника.


Малый барабан
Наиболее распространенные микрофоны: Shure SM 57, Beyer M201, устанавливаемые прямо над барабаном в безопасном месте от возможного удара по нему палочками. Эквализация: подъем на частоте 100 Гц, провал на частоте 400 Гц, подъем на частоте 2,5 кГц; рекомендуемый уровень записи -3 Дб VU. Рекомендуется: лимитирование в отношении 20:1; дополнительный микрофон, расположенный снизу барабана для большей яркости; настроить барабан для записи ниже, чем для 'живого звука'; помогает этому и применение прибора измерения высоты тона. Записывая барабан отдельно, его можно сначала поместить в заглушенную кабину, а затем записать на другую дорожку в акустически открытом пространстве ? смешивание двух дорожек дает очень хороший результат.

Томы
Наиболее распространенные микрофоны: Sennheiser MD 421, Shure SM 57, Beyer M 88. Обычно применяется один тип микрофонов на все томы. Эквализация: провал на частоте 400 Гц, подъем на частоте 3 кГц; рекомендуется применение гейтов для разделения звучания отдельных томов; попробуйте смешать звуки с индивидуальных микрофонов со звуками с микрофонов над головой ударника; рекомендуемый уровень записи - 1 Дб VU; применяйте гейт на выходе ревербератора.

Микрофоны над головой ударника
Наиболее распространенные микрофоны: Neumann TLM 170, AKG С 460, Schoeps CMC. Используйте стереоспособ MS, а в случае необходимости более широкой стереобазы, используйте стереоспособ AB. Хорошо применять эти микрофоны в полузаглушенной студии с примесью живой акустики. Применяйте компрессию 4:1, используйте фильтр, отрезав частоты ниже 100 Гц, по возможности не используйте эквалайзер.

Электробасгитара
Наиболее распространенный микрофон: Elektro Voice RE 20 или коробка прямого включения - Direct Box. Эквализация: подъем на частотах 80 Гц и 800 Гц. Примените компрессию 6:1 с медленным временем атаки, попробуйте фленжер как специальный эффект; рекомендуемый уровень записи 0 Дб VU; можно записывать на крайних дорожках. Если запись производится через собственный усилитель бас-гитары, следите за тем, чтобы его звуки не проникали на соседние микрофоны.

Контрабас
Наиболее распространенные микрофоны: Elektro Voice RE 20, Sennheiser MD 441. Применяйте компрессию 10:1; рекомендуемый уровень записи -3 Дб VU; очень восприимчив к проникновению звуков других инструментов, поэтому старайтесь располагать его в акустически заглушенном месте студии; может быть записан на крайних дорожках.

Акустическая гитара
Наиболее распространенные микрофоны: AKG C 414, Neumann U 87, Sennheiser MD 441. Последняя модель хороша для передачи ритмических звуков гитары. Применяйте компрессию 2:1 на гитаре со стальными струнами; 6:1 - на гитаре с нейлоновыми струнами. Эквализация: спад на частоте 90 Гц, подъем на частоте около 500 Гц и на частоте около 4 кГц; размещайте гитару в акустически живой части студии; применяйте изменение частоты тона, если хотите добилься эффекта звучания 12-струнной гитары; размещайте микрофон чуть ниже правой руки гитариста.

Электрогитара
Наиболее распространенные микрофоны: Shure SM 57, Beyer N 260, Neumann U 87. Располагайте микрофон перед одним из динамиков усилителя; второй микрофон установите на один метр дальше; применяйте компрессию 8:1; обрезной фильтр - на частоте 100 Гц; задержку - 20 мс и панарамируйте задержанный сигнал вправо, а прямой сигнал - влево.

Рояль
Всегда записывается в стерео; наиболее распространенные микрофоны: Schoeps CMC, AKG C 422, Neumann KM 84; рекомендуемый уровень записи -5 Дб VU; примените лимитирование 12:1 с быстрым временем атаки; постарайтесь избежать эквализации; внимательно относитесь к проблеме противофазы; располагайте рояль в акустически живой части студии.

Саксофон
Наиболее распространенные микрофоны: Elektro Voice RE 11, RE 20, Sennheiser MD 421; располагайте микрофон в стороне от оси, примерно в одном метре от раструба; старайтесь не размещать микрофон близко к его клапанам; используйте небольшое время реверберации; компрессируйте сигнал 4:1; располагайте саксафон в акустически живой части студии.

Флейта
Наиболее распространенный микрофон: AKG C 460; размещайте микрофон в одном метре над инструментом, в 45 градусах по отношению ко рту музыканта; рекомендуемый цровень записи 0 Дб VU; располагайте флейту в акустически живой части студии; эквализация: завал на частоте 8 кГц; используйте реверберацию с большим временем затухания.

Секция медных инструментов
Наиболее распространенные микрофоны: Sony C 37, AKG C 414; компрессия 8:1; располагайте микрофон хотя бы в одном метре от инструмента; старайтесь добиваться акустического баланса перед записью; примените небольшое время реверберации с небольшим гейтом; рекомендуемый уровень записи -2 Дб VU.

Скрипка
Наиболее распространенный микрофон: AKG C 451; располагайте его в двух метрах над инструментом; записывайте скрипку в акустически живой части студии; эквализация: спад на частоте 120 Гц, подъем на частоте 700 Гц; компрессия 2:1; примените де-эссер для мягкого характера звучания; попробуйте небольшое фленжирование как специальный эффект.

Струнная группа оркестра
Наиболее распространенный микрофон: AKG C 451; примените фильтр на частоте обрезания ниже 300 Гц; не применяйте компрессор; рекомендуемый уровень записи -3 Дб VU.

Перкуссия
Наиболее распространенные микрофоны: Neumann TLM 170, Beyer MC 740; располагайте микрофон над инструментами; записывайте группу перкуссии в стерео; применяйте обрезной фильтр на чатоте 150 Гц; компрессия 6:1.

Виолончель
Наиболее распространенные микрофоны: Neumann U 87, AKG C 414, Beyer MC 740; располагайте инструмент на твердой поверхности; рекомендуемый уровень записи -1 Дб VU; направляйте микрофон на отверстие в деке инструмента; инструмент очень чувствителен к звукам рядом расположенных инструментов; эквализация: подъем на частоте 100 Гц, завал на частоте 600 Гц, подъем на частоте 3 кГц.

Upd В общем сведении микса

50 герц.
1. Увеличить, что бы добавить полноты инструментам, звучащим в низкочастотном участке спектра ? большой барабан, томы и бас-гитара.
2. Уменьшить, что бы избежать появления ?boom?-эффекта и маскировки высших гармоник и увеличить ?читаемость? басовых партий. Обычно используется в музыке с активной басовой линией, например, в рок-музыке.

100 герц.
1. Увеличить, что бы добавить жёсткости инструментам, звучащим в басовом регистре.
2. Увеличить, что бы добавить наполненности звукам гитары, малого барабана.
3. Увеличить, что бы добавить теплоты пиано и духовым инструментам.
4. Уменьшить, если надо убрать бубнение из звука гитары и увеличить его разборчивость.

200 герц.
1. Увеличить, что бы добавить полноты партии вокала.
2. Увеличить, что бы добавить полноты звуку малого барабана и гитары (используется в жёсткой музыке).
3. Уменьшить, что бы избежать мутного саунда инструментов, звучащих в среднечастотном диапазоне.
4. Уменьшить, что бы избежать гонгообразного звучания тарелок.

400 герц.
1. Увеличить, что бы добавить ясности басовой партии, особенно при прослушивании на малой громкости.
2. Уменьшить, что бы избежать картонного звука у низкозвучащих ударных (томы, большой барабан).
3. Уменьшить, что бы подчеркнуть объёмность звучания тарелок.

800 герц.
1. Увеличить для чистого и мощного звучания бас-гитары.
2. Уменьшить, что бы избавиться от ?дешёвого? звука гитар.

1.5 килогерца.
1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары и её гармоник.
2. Уменьшить, что бы избежать ?вялого? звучания электро- и акустических гитар.

3 килогерца.
1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары.
2. Увеличить для подчёркивания атаки электро- и акустических гитар.
3. Увеличить для подчёркивания атаки партии пиано, исполненной в низком регистре.
4. Увеличить для подчёркивания чистоты и жёсткости вокальной партии.
5. Уменьшить для подчёркивания придыхания, мягкости бэк-вокальных партий.
6. Уменьшить, если необходимо замаскировать гармоническую нестройность вокала или гитар.

5 килогерц.
1. Увеличить для разборчивости вокала.
2. Увеличить, что бы подчеркнуть атаку низкозвучащих барабанов (большой барабан, томы).
3. Увеличить для получения более ?пальцевого? звука бас-гитары.
4. Увеличить, что бы подчеркнуть атаку пиано, акустических гитар и яркость партии гитар (особенно, рок-гитар).
5. Уменьшить, что бы сделать звук партий, звучащих на заднем плане более отдалённым.
6. Уменьшить, что бы смягчить звук гитар.


7 килогерц.
1. Увеличить для получения атаки у низкозвучащих барабанов (более металлический звук)
2. Увеличить для получения атаки перкуссионных инструментов.
3. Увеличить при работе с ?вялым? вокалом.
4. Увеличить для получения более ?пальцевого? звука бас-гитары.
5. Уменьшить, что бы уменьшить энергию свистящих согласных.
6. Увеличить, что бы добавить резкости звукам рок-гитар, синтезатора, акустических гитар и пиано.

10 килогерц.
1. Увеличить для осветления вокала.
2. Увеличить для получения лёгкого прозрачного звука акустической гитары или пиано.
3. Увеличить, что бы подчеркнуть жёсткость в звучании тарелок.
4. Уменьшить, что бы уменьшить энергию свистящих согласных.

15 килогерц.
1. Увеличить для осветления вокала (звук с придыханием).
2. Увеличить для осветления тарелок, струнных, флейты.
3. Увеличить, что бы сделать звук сэмплерного синтезатора более естественным.

Материалы взяты с сайтов music4sale.ru и websound.ru
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Мини-чат
Вы должны авторизироваться, чтобы добавить сообщение.

3
26/03/2012 10:57
Сами темы потереть не могу. Удалил сотню предлагаемых новостей. Можно ли потереть все сразу? Одни только названия этих новостей долго будут являться мне в кошмарах... *CRAZY*

3
26/03/2012 10:54
Продолжаю свое противостояние с полчищами вражескими... Новостная лента очищена от спамеров полностью. На форумах я смог почистить только свой раздел и поудалять профили спамеров в других темах.

3
26/03/2012 02:03
Рейд по зачистке первой новостной страницы, чата и фотогалереи проведен успешно. Было уничтожено около ста участников незаконных бот-формирований. Одминэ, я требую орден!

3
26/03/2012 00:30
Тэкс'с. У медведа закончилась зимняя спячка и он готов нести справедливость во имя Луны. Торквемада-стайл, все дела... А как удалять темы с форума?

1
24/08/2011 12:40
Baribal, да будет так, я наделил тебя новыми правами, жги!

3
10/07/2011 16:43
Суровые челябинские дети играют пылесосами... Админ, я хочу очистить этот форум священным пламенем! Ты оставил нас?

3
11/05/2011 10:15
Как сами-то? Я лично только новости могу не допускать... Выдай мне наган, товарищ Админ!

1
26/01/2011 23:47
При регистрации добавил звуковую капчу(картинки чет не пашут лень пока делать), почистил форум от ботов(модераторы могли бы и сами). Админе с ваме!

162
30/12/2010 13:50
и тебе привет

153
19/12/2010 00:40
привет

Время загрузки: 0,04 секунд 123,260 уникальных посетителей